Село Вышедки, Храм во имя Покрова Божией Матери

Село Вышедки, из письменных источников , известно с 16 века. В 1570 году село входило в Усвяцкую волость  Витебского павета ВКЛ,государственное имение. В ходе Ливонской войны (1558-1583) было занято русскими войсками. В 1566 году при описании земель "Рубежу Озерищенского" князем Юрием Такмаковым упоминается как село на возере Вышадское.  с 1582 годв  в составе ВКЛ. В 1633 году имение усвяцкого старосты. С 1772 года в составе Росийской империи. В конце 18 века в составе Озерищанского староства.

На  планах генерального межевания Суражского уезда  в 1785 году в селе Вышедки можно увидеть , церковь и священический двор.

Церковь была деревянная во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня  

В 1789 (1808) году построена штатная каменная, холодная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Здание деревянного храма было перенесено за 7 вёрст в имение Берёзно. Каменную церковь завела генерал-майорша Берхманова ( дочь владельца имения Вышедки , лейб-медика Крузе) совместно с владельцем сельца Загоряны Ульяновским. По рассказам на устройство церкви было занято из казны 40 тысяч рублей ассигнациями.

Переход церкви в православие произошел по всей вероятности до  1839 года.

В 1838 годы епископ Полоцкий и Виленский Исидор в своем обозрении некоторых церквей Полоцкой епархии упоминает  " Вышедки, Покровская церковь в селе, каменная, стенами крепка, крыша сгнила и пропускает течь, Оконные рамы также сгнили. Пол в церкви безобразен. Утварью и ризницею очень скудна. Колокольни нет.

В 1846 году при описании имения Вышедки принадлежащего помещикам Дышлевским упоминается православная каменная церковь.

В 1863 году произведён ремонт церкви.

В 1868 году  в Вышедках действует приходская каменная церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Церковь относится к Суражско-Задвинскому благочинию. К ней приписные деревянная в имении Березне во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и в имении Загорянах  Городокского уезда, деревянная , во имя Преображения Господня.

В 1869 году церковь относилась к благочинии 1-го округа Городокского уезда. В «Ведомости о состоянии имущества церквей благочиния» о церкви Покрова Пресвяты Богородицы в  Вышедках, написано следующее:

« Утварь: 1. Евангелие 3-и все в лист, первое новое в малиновом бархате, второе старое с повреждением, по краям металлическим полубархатом. Третье совершенно новое, не обложенное.
2. Крестов напрестольных 2, серебряные 84 пробы, вызолоченный, новый; медный от давнего употребления испортившейся.
3. Дарохранительница накладного серебра. Кроме того осталось от униатов вид чаши с  круглою крышкою  униатски вокруг, беспробного серебра.
4. Дароносных крестов 2-а: серебрянный 84 пробы и медный старый.
5 Потиров 4-е: серебряный 84 пробы, серебряный золочёный без пробного серебра, прочный , второй потир беспробного серебра  очень старый без употребления.
6 Дискосов 2-а: серебрянный 84 пробы, вызолочен, низкого безпробного серебра, внутри вызолочен
7 Звездица серебрянная 84 пробы, вызолоченная, медная не серебрянная, прочная.
8 Лыжицы 4-е: Серебряные 84 пробы, вызолоченные, низкого беспробного серебра, изнутри вызолочены, низкого беспробного серебра, без употребления.
9 Капие 2-а: с деревянной ручкой, с мерновой ручкой
10 ковшики два медные, тарелочки 4 серебряные 84 пробы и медные старые.
11. Мирница одна накладного серебра.
12 Кодило 3, Лампад 9
13 Паникадило одно бронзовое на 12 ветвей в один ярус, прочное.
14 Светильников выносных 2
15 Семисвятильник один медный побелованный новый
16 подсвечников 6
17 Водосвятительная чаша накладного серебра, новая
18 Брачные венцы накладного серебра новые.
19 Купель - краской новая.
Иконостас:
на горнем месте образ Спасителя
на жертвеннике образ спасителя в ризе
плащеница очень ветхая и выглядит неблаговидно.
В иконостасе: на царских вратах на 2-х планах было изображено Совещание пресвятой Богородицы, в верхней части и в нижней части евангилисты по два худой живописи.
При царских вратах, два маленьких образа, по правую сторону образ Спасителя, а по вторую сторону образ Божией Матери.
Местами иконы, по правую сторону образа Господня Вседержителя, а по левую сторону Божией Матери с младенцем на руках худой живописи..
Над царскими вратами образ Тайной вечерии худой живописи.
против клироса на правой стороне образ Покрова Пресвятой Богородицы, а по левую Рождества Иоанна Предтече; образ Захарьевых похорон, оба под ризами накладного серебра, новые.
На клиросах на правом образ Святой Троицы, а на левом образ Казанской Божией Матери, очень ветхий и неблаговидный.
Хоругвии очень ветхие от времени и неблаговидные.
Колоколов пять
1. в два пуда тридцать семь футов - разбит
2. в два пуда - целый
3. в один пуд - целый
4. в пол пуда - целый
5. в пятнадцать футов - целый
кроме того есть лом колоколов - один пуд тридцать семь фунтов."
 
В 1884 году о храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в селе Вышедки упоминается: храм штатный, каменный, холодный, прочный; прихожан мужского пола 1157 душ и женского пола 1221 душа,  земли  51 десятина. Постройки помещичьи, деревянные, совсем ветхие.
В 1900 году церковь относится к 1 благочинию Городокского уезда. К ней есть приписная церковь в деревни Звяги во имя святого Александра Невского.
В 1903 году  Д.И. Давгялло в своей книге  «Полоцкая епархия к 1903 год» описывая приход церкви Покрова Божией Матери в селе Вышедки упоминает "...каменная (1789), крытая железом, холодная.; приписная - Александра Невского в деревне Звяги, расположенная вблизи кладбища, деревянной, 1897 года постройки , крытая гонтом, холодная.; Деревянная часовня на Березенском кладбище. В приходе ярмарка 9 мая, 24 июня и 1 октября. У церкви была земля (1900)= 71 десятина в том числе леса 47 десятин. Посев хозяйственный  4 четверти озимых и 7 четвертей яровых, сена 30 возов, прочие постройки 1886 года. Приход 4068 душ обеего пола в 54 деревнях  и 22 фольварках Веречской и Вышедской волости. Школы а) народная М.Н.П. с 1872 года с общежитием на 56 учеников; б) грамоты в деревне Загузье, Звяги, Невбилы, Плешки, Поташня, Чарные и Шелякова.   
 
В 1918 году 23 января Совет народных комиссаров РСФСР принимает Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви
В этом документе был подтвержден запрет на финансирование церковных учреждений государственными органами власти. Не допускались принудительные (т.е. обязательные) сборы и обложения в пользу церковных и религиозных обществ. Декрет вообще лишал приходскую общину права владеть собственностью, причем не только храмовое здание и приходские постройки, но и церковная утварь переходили в иную форму собственности, становясь «народным достоянием».
Православное население на территории Городокского уезда Витебской губернии, восприняло происходящее как ограбление храмов, кощунство и борьбу с религией.
В 1918 году в марте месяце ( 22 марта 1918 года) в Городокском уезде произошло контрреволюционное церковное восстание, с целью свержения местных органов власти. Это восстание охватило ряд волостей Городокского уезда в состав которых попала и Вышедская волость. В Вышедской волости вдохновителем народных волнений был  агроном Павел Антонович Свидерский, а его единомышленником и помощником – церковный староста Матвей Скоромный. Эти волнения объединили православный приход  Покровской церкви в селе Вышедки и сделали его  центром духовной жизни Городокского уезда вплоть до закрытия церкви (в 1929 году).
 
Отец Владимир (Горидовец) исследуя это восстание православных мирян сделал значимый вывод: "...Главным результатом выступлений православного населения в Городокском уезде в 1918 году стало сплочение религиозно настроенных людей в крепкие приходские общины, сохранившие литургическую связь с церковью и традиции дореволюционного православия на несколько десятилетий вперед в самой неблагоприятной внешней обстановке. Как минимум одна из этих общин относила себя к истинно-православному течению среди прихожан Русской православной церкви и к середине 1960-х гг. включала в себя до двадцати жителей деревень Бычиха, Кузьмино, Куриленки, Гурки, а к середине 1970-х гг. - прекратила существование за счет естественной убыли своих членов."
 
В 1922 году в Вышедской церкви в пользу голодающих изъяли серебряную церковную утварь: крест 84 пробы с литым изображение украшенный разноцветной эмалью большого размера, крест средних размеров, крест малых размеров, ковшик, тарелочки,ризы снятые с икон, восемь наугольных накладок 84 пробы, одну с середины снятое с евангелия.
 

В 1922 году был заключён договор между прихожанами Вышедской церкви (750 мужчин и 800 женщин) с Вышедским Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов , что приняли в пользование Вышедскую церковь  с богослужебными предметами.

Главная и дополнительная

церковная и ризничная опись

Вышедской церкви.(1922 год)

"...Церковь в селе Вышедках приходская построена в 1808 году из булыженного камня во имя Покрова Пресвятой Богородицы, покрыта железом, внутри и вне выштукатурена. Пристроенный в 1892 году к церкви из кирпича притвор заканчивается колокольнею увенчанною железным крестом.
Часть  первая. Опись церкви.
Алтарь
1. Св. престол елового дерева устроен на каменной плите.
2. Срачица на престоле холстяная.
3. Жертвенник
4. Одежда на жертвеннике холстяная
5. Запрестольный деревянный вызолоченный резьбою крест
6.  на горнем месте икона Спасителя
7. на жертвеннике икона Спасителя Моление о Чаше
8. По правую сторону св. Престола у стены гробница с золочёную резьбою
9. Там же на малиновом бархате плащеница
10 под серебряною ризою 84 пробы изображение св. Митрофана чудотворца Воронежского
11. напрестольная писанная на малиновом бархате Плащеница.
Предалтарный иконостас
1. Иконостас четырёх ярусный с изображением святых икон
Иконы в средней части храма
1. На правом клиросе на стене икона Покрова пресв. Богородицы под ризою в окладке с золочённого резьбою за стеклом
2. На стене левого клироса образ Рождества св. Иоанна Предтече.
3. За правым клиросом на полу икона св. Феодосия.
4. За левым клиросом икона преп. Ефрасиньи
5. На стене за правым  клиросом икона Владимира
6. Икона св. пророка Ильи
7. Икона Спасителя под серебряною ризою 84 пробы
8. на стене за левым клиросом икона св. великомученника Понтелиймона
9. Икона св. мученицы Праскевы.
10. Икона на доске св. Николая Чудотворца
11. Там же на полу  на столике для поминания икона на доске с одной стороны Покрова Богородицы, а с другой Нила Приподобного.
12. На дереве писанная икона Воскресения Христова.
13 Две металические хоругвии вызолоченные
14. две бархотные хоругвии.
 
Иконостасы и иконы в притворе
св. великомученника Георгия на дереве.
 
Лампады, подсвечники, аналои.
1. Серебряный  пред иконою спасителя подсвечник
2. Такой же по внешнему виду и размеру пред иконою Божией Матери
3. Серебряный гладкий с круглым поддоником
4. Другой такой же размера и устройства
5. Два гладких подсвечника
6. Семисвечник в алтаре белый серебряный
7. Серебряный выносной подсвечник
8. Два выносных подсвечника серебряных
9. Перед образом пророка Ильи серебряная Лампада
10. Такая же лампада перед иконою св. муч. Праскевы "Пятницы"
11. Подсвечник напрестольный накладного серебра для одной свечи.
12. Такой же медный
13. Лампада для одного стаканчика золочёная ажурной работы
14. Золочёная лампада для четырёх стаканчиков
15. Паникадило золочённое чеканной работы
16. Аналой деревянный простой
17. Другой  же такой
18. Точёный работы на одной ножке аналой (ветхий, сломан)
19. Небольшой столик для панихиды
20. Алтарный табурет на точёной ножке
21 Другой такой же
22. Выносной фонарь
23. Другой такой же
 
Часть вторая. Опись ризницы.
Евангелия
1. Евангелие напрестольное в лист в деревянных досках безпробного серебра
2. Другое Евангелие в лист без окладки в деревянных досках.
3. Третье Евангелие в лист в деревянных досках, обложенное бархатом бордо чеканенное 84 пробы вызолоченное (серебро взято)
4. Евангелие в восьмую долю листа.
Кресты напрестольные
1. Серебряный 84 пробы вызолоченный крест (взят)
2. Серебряный 84 пробы золочённый. (взят)
3. Серебряный 84 пробы (взят)
Священно служебные сосуды
1. Потир вызолоченный серебра 84 пробы
такой же дискос
такая же звездица
такая же лыжица
капие стальное
2. Ковшик для подания тепла, вызолоченный, чеканный 84 пробы (взят)
3. Такая же круглая тарелочка для ковшика (взята)
4. Антидарные блюда накладного серебра(белого)
5. Сборное накладного серебра белое блюдо
6. Чайник для теплоты жёлтый медный
7. Накладного серебра крестильный ящик
8. Медная купель
9. Венцы серебрянные
Дарохранительницы
1. Дарохранительница накладного серебра
2. Дароносный крест вызолоченный серебра 84 пробы
3. Дарохранительница для великого поста
4. Мирохранительница хрустальная
Кадила
1. Накладного серебра
2. Медное кадило
3. Третье медное кадило
Дринирии и тринирии
1 Посхальный тринирий накладного серебра
Сосуды для освящения хлебов
1. Сосуды для освящения хлебов накладного серебра
2. Панихидница медная белая
Сосуды для водоосвящения
1. Водосвятная чаша накладного серебра
2. Крапило с металлической ручкой
Колокола
1. Большой колокол весом 35 пудов 10 ф
2. Второй весом 15 пудов 10 ф
3. Третий весом 3 пуда
4.  Четвёртый весом 2 пуда
5. Пятый весом 1 пуд 25 ф
Материалы
1. Шкаф для библиотеки
2. Обитый железом сундук для хранения денег
3. Деревянный сундук для хранения холста
4. Ящик для хранения продажных свечей
 
Часть третья
Опись книгохронительницы, письменности, рукописи на бумаге
Печатные книги св. писания
1. Библия в четверть листа в кожанном переплёте
2. Библия  такая же на русском языке
1 Писание св. отцов, беседы Иоанна Златоустого
1-10 Печатные книги духовного содержания
 
Дополнительная опись
Часть первая
 Священные принадлежности святого престола
1. св. Антиминс на атласе жёлтого цвета
2. Илитон шёлковый красного цвета
3. Илитон шёлковый тёмно бурого цвета
 Часть вторая
Облачение престола и жертвенника.
1. Одежда на престол шёлковая
2. Одежда на престол из порчи
3. Одежда на престол (облачение)
4. Таковое облачение на жертвенник
5. Одежда на аналой из жёлтой парчи
6. Одежда на столик.
7. Пелена на аналой
8. Пелена на престол жёлтого цвета
9. Пелена на аналой бархатная
Облачения священнические
1. Фелонь из затканного вызолоченного серебра с иконой Божией Матери
2. Фелонь из атласной парчи жёлтого цвета
3. Фелонь из атласной лёгкой парчи
4. Фелонь малинового бархата
5. Фелонь белая
6. Филонь шёлковой парчи зелёного цвета
7. Фелонь чёрного цвета
Облачения диаконские и стихари
1. Стихарь из  затканного вызолоченного серебра зелёного бархата с иконой
2. Стихарь из лёгкой белой парчи (порванный)
3. Стихарь из жёлтой парчи
4. Стихарь из светло зелёного бархата
5. Стихарь жёлтой парчи
Подризники
1. Подризник синей материи
2. Подризник шёлкового репса
3. Подризник красной материи
4. Подризник шёлковый розового цвета
5. Подризник зелёного цвета
Воздухи
1. Два покрывала и воздухи серебряного жёлтого цвета
2. Два покрывала и воздухи белой парчи
3. Два покрывала и воздухи белого муара
Часть третья
Опись кнгохронительница и письменности
Богослужебные книги.
1. Устав церковный
2. Псалтирь следовательная
3. Требник 2 экз.
4. Октоих в двух книгах
5. Менея праздничная
6. Минея общая
7. Апостол.
8. Триодь цветная
9. Другая Триодь цветная
10 Триодь постная
11. Ирмолочий простой
12. Служебник.
13 Другой служебник
14 Книга молебных пений
15 Другая такая 1 и доли книги с акафистами разным святым да № 38
Духовного содержания книги 55 экземпляров.
 
 
Покровский храм  вплоть до своего закрытия находилась в лоне Патриаршей церкви.
 
По некоторым данным Покровская церковь была закрыта в 1929 году. Но имеются данные, что 1930 году церковная община зарегистрировала нового священника.
 
На месте храма, сейчас располагается частная усадьба.  Её владелец, неравнодушный к истории человек, православный христианин, по благословению священника построил часовню, и освятили её во имя Покрова Божией Матери.    
 
 
 
 
Сохранились некоторые данные и о священниках которые служили в Вышедском храме Покрова Божией Матери.
 
в 1869 году
священник
Иосиф Хруцкий.
в 1881 год
священник
Лев Лызлов
в 1884 год
священник
исп. дела псаломщика
Лев Лызлов
Стефан Нарбут
в 1889 году
священник
псаломщик
Лев Лызлов,
Алексей Цитович
 в 1900,1901,1903, 1904,1905, 1908, 1910году
священник
Иоанн Иоаннович Одельский
В 1914 году
священник, благочинный
Иоанн Иоаннович Одельский
     
 
 
Некоторые данные о  Вышедской религиозной общине после 1918 года.
 
Церковно - приходской совет (1922 год)
Председатель -  Матвей Павлович Пуйто
Секретарь - Яков Семёнович Немков
Церковный староста - Матвей Осипович Скоромный
 
Церковно-приходской совет  (1923 год)
Председатель - Г. Романов
Секретарь - Н. Журавский
 
Церковно-приходской совет (1924 год)
Председатель - Рыбиков Герасим Никитич
Секретарь -  Немков Яков Семёнович (43)
Церковный староста Хитько Ефрем Николаевич (61)
 
Священно- служители (1924)
Журавский Стефан Игнатьевич (65) ,- священник, с 1860 года рождения, рукоположен в 1918 году, закончил духовную семинарию в Витебске
Горовиков Евфимий Игнатьевич, (44), - псаломщик,
 
 
в 1930 году община зарегистрировала священником
Лузгин Дмитрий Георгиевич, 1869 года, окончил Полоцкое духовное училище, с 1904 года, служит культу, до этого с 1892 по 1904 год работал бухгалтером, счетоводом на Сибирской железной дороге.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz iptv iptv iptv