Село Вировля, Храм во имя Успения Божией Матери.

Село Вировля, из письменных источников , известно с 16 века как государственное имение Витебском павете,  Витебского воеводства ВКЛ, в конце 18 века в составе Озерищанского староства. В экономических описаниях  к планам генерального межевания в 1785 году в селе Вировля, 13 дворов, 85 душ мужского и женского пола, село расположено "по обе стороны ручья Киреева, на котором небольшой пруд. При устье впадающего в оной ручья Кокоринского, на  левой стороне в том селе церковь униатская во имя преподобныя Богородицы. Внутри боковых престолов шесть: первый преображения Господа нашего Иисуса Христа, второй Успения пресвятой Богородицы, третий святых апостолов Петра и Павла, четвёртый – Архистратига Михаила, пятый пророка Ильи, шестой святителя Николая Чудотворца. В оном приходе есть другая церковь в д. Заборье униатская деревянная на кладбище во имя Успения Пресвятыя Богородицы с двумя престолами: первый – Святого Николая Чудотворца, второй Воскресения господня. Служение бывает через две недели приходским священником. Построена в 1747 году Графом Сологубом. Бывает в оном селе ярмарка в праздники ... святого духа, Петра и Павла, Успения пресвятой Богородицы, на которые съезжаются из ближайших городов купцы с разными мелочными товарами, а крестьяне с колёсами и санями.
Факт существования храма до 1765 года подтверждается надписью, имеющейся в церкви.

Среди документов Полоцкой духовной консистории, хранящихся в фондах Витебского областного краеведческого музея, Вировлянская церковь упоминается еще в 1800 г. как униатская. В «Росписи генеральной суррогации Полоцкой, которая состояла из двух деканатов – Полоцкого и Городецкого», в деканате Городецком значится Вировлянская церковь. Роспись составлена 21 января 1801 г. с данными на 1800 г.

В научной работе Варламовой Н.П. посвящённой Успенской церкви в селе Вировля упоминается напрестольный крест из Вировлянской церкви. Дата его изготовления 1765 год. «...большой деревянный 6-конечный напрестольный крест. Обит серебром, беспробная накладка, с односторонним тиснением на обкладке. Распятие, на верхнем конце креста INRI над доской(?) терновый венок на Андреевском кресте, еще выше лик нерукотворного Спаса, по бокам два разбойника на кресте, на нижней перекладине предстоящая слева Богоматерь, справа кусок обкладки с изображением<1 > Внизу распятия Ада во главе 4 под ним орудий страстей: лестница, кости,губка, гвозди <2 >. в самом низу: Сooрузенъ года 1765 Витебсzк. На оборотной стороне: Спаситель лежащий во гробе, над ним Дух Святой в виде голубя, справа на верхней перекладине две человеческие фигуры, на нижней два ангела, между ними на медальоне Сей крестъ церкви Вир(ов)лǻнской. Верхняя и нижняя части обшивки отломлены, нижний кусок заменен медью». Размеры креста: высота – 50 см, верхняя перекладина – 22 см, толщина – 1,5 см.

В 1834-1835 году церковь Вировлянская - Успения Пресвятыя Богородицы, присоединилась к православию. При ней филия, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.

В 1838 годы епископ Полоцкий и Виленский Исидор в своем обозрении некоторых церквей Полоцкой епархии упоминает Успенскую деревянную церковь в Езерищанском старостве с селе Вировля. Стенами крепка и благовидна, но крыша и фундамент требуют переделки вновь. Колокольня ветха и угрожает падением. Утварь достаточна. Ограды не имеется.

В 1849 храм возобновлён.

В 1858-1860 году Вировлянская церковь значилась как благочиние в селе.

 В 1868 году  церковь входит в Городокско - Обольское Благочиние. Церковь деревянная.

В ведомости о состоянии имущества церквей на 1869 году во 2 округе Городокского уезда значится 9 церквей, одна из которых Вировлянская Успенская церковь. Имущество описывается следующим образом.

Утварь:Евангелие накладного серебра; Евангелие в бархатной обложке, Евангелие в четверть листа в накладном окладе, Евангелие в лист в бархатном окладе ветхое. Напрестольный крест: 1. серебряный вызолоченный 84 пробы, 2. накладного серебра 3. неоплике. Дарохранительница накладного серебра, Сосуд для богослужений серебряный 84 пробы, сосуд для благословения хлебов - медь побеленная, Водосвятная чаша медная. Дароносный крест медный набивной. Кадильница накладного серебра. Подсвечников медных побеленных 5 шт. Ломпад 10 шт. Паникадило в 12 свечей. Брачные венцы медные. Ризница: Полных облачений священнических - пять, диаконских - три. Одно облачение священника траурное без подризника. Воздухов с покрывалами 4 пары. Напрестольных одежд - две. На жертвенник - одна. Хоругвий-  две пары. Книги: Полный круг церковных книг кроме месячных меней. Иконостас: в один ярус с тайной вечерией над царскими вратами, гладкий возбновлённый позолотаю и окраском в 1866 году. Колоколов четыре: 1-й 20 пудов 30 ф,  2-й 2 пуда  20 ф, 3-й 30 ф, 4-й 20 ф. После 1867 по 1869 год храму пожертвовали парестольный крест серебряный вызолоченный 84 пробы, сосуд для богослужения с полным прибором серебряный вызолоченный 84 пробы, фелонь, епитрахиль, поручи, повес и набедренник, воздухи, диаконский стихирь, арарь, поручи, вещи эти приличные и прочные, подарены Московским купечеством по приглашению его Преосвященства. Церкви было необходимо: плащеницы, серебрянный ковшик для подавания тепла, месячные менеи, колокол в 12 пудов.

Вировлянский приход пожертвований не ожидал, собирался брать деньги со счёта в банке на котором было 500 рублей.

В 1884 году  церковь относится к благочинию 2 го округа Городокского уезда. В приходе  2698 душ мужского пола и 2708 душ женского пола. Церковь штатная. Здание церкви деревянное ветхое. Земли 66 десятин. Постройки общественные., деревянные, новые.

В 1896-1897 году в Вировле построена новая каменная церковь из кирпича. Её архитектура относится к ретраспективно-русскому стилю. Церковь снаружи и внутри была отштукатурена и побелена известью, покрыта бляхой зелёного цвета, над основным обьёмом возведено 5-куполье. Фасады членились 16 большими и 2 маленькими оконными проёмами. Имела 4 входа. Иконостас выделял абсиду. Молитвенный зал отапливался 3 печками.

Освящение храма описано в "Полоцких епархиальных ведомостях"  в 17 номере за 1 сентября 1897 года. Само освящение храма проходило 5 июня 1897 года его Преосвященством, Преосвященнейшим Александром, епископом Полоцким и Витебским.

В 1903 году  Д.И. Давгялло в своей книге  «Полоцкая епархия к 1903 год» описывая Вировлянскую Успенскую отмечает церковь "каменная (1896), крытая железом, тёплая; крестные ходы - в пятницы: Троицкую, Петровскую, Ильинскую и Покровскую и 2 июля; ярмарка на Тройцу, в первый четверг после Тройцы, 29 июня, 2 июля и 15 августа;  земли (1854)= 75 десятин., посев исполу :  4 четверти озимых, 8 четвертей яровых, сена 15 возов, 1 куб дров - 12 руб, у 1 го священника сад, прочие постройки 1883-1895 года. Приход - 7891 душ обоего пола в 118 деревнях Вировлянской, Поташенской, Селищской и Старинской волости. Школы а ) народное МНП с 1860 года., общежитие на 40 учеников. Б) грамоты в деревне Аверченки, Алексеенки, Гуторы, Кошняки, Малая Дворня, Росляки, Сливаново и Якушово.

23 января 1918 года  Советская Власть издаёт декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Верующим предлагается организовываться в группы ( не менее 20 человек) и вести свою религиозную жизнь.

В марте 1922 году в Вировлянской церкви в пользу голодающих изъяли серебряную церковную утварь: крест 84 пробы вместе с отломанной нижней половиной ручки с эмалированным изображением, такой же крест с выгнутой верхней половиной ручки, серебрянный  потир с частью ломанной медной рукоятки, лыжицу 84 пробы, дискос, звездицу, , тарелочки 84 пробы, слиток серебряный, дароносительницу с 4-мя предметами.

4 декабря 1922 года был заключён договор между жителями Вировлянской волости и части Бескатовской, Поташенской, Старинской и Селищенской волости с Вировлянским Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов в лице Исаака Сухорукова (председателя совета), что приняли в пользование Вировлянскую церковь и находящуюся невдалеке от неё часовню с богослужебными предметами.

Опись имущества Вировлянской церкви 4.12.1922 года.

Церковь каменная, построена в 1897 году. Построена на средства прихожан и казны, тёплая о пяти главах в одной связи с каменной колокольней, оштукатурена снутри и с наружи, покрыта железом, пол деревянный, 14 окон с железными решётками, 6 во втором просвете без решотков, 5 дверей, 2 железные печки, 1 кафельная (нет вьюшки), в колокольне 8 окон, из них 2 с железными решётками, на колокольне 4 колокола а) 26 пудов с языком, б)  5 пудов, в) около 3 пудов, г) более 1 пуда, вокруг храма совершенно ветхая деревянная ограда, алтарь один.

В алтаре один престол.

На престоле святой Антиминс шёлковый, Илитон атласный, Жертвенник, Запрестольный металлический крест. На Горнем месте большая икона спасителя. Иконы Спасителя 3-и, икона Спасителя моление о чаше, иконы Божией Матери 2-е, одна икона Семеона Столпника и св. Марфы, св. Иннокентия Иркутского в серебряной ризе.

Иконостас деревянный в 4 става с Царскими вратами, в царских вратах 6 икон. В каждом ставе 6 икон, над царскими вратами икона  Тайной вечерии в верху икона Воскресения христова.

Иконы в церкви: св. Владимира, св. Бориса и Глеба, икона Спасителя в дубовом киоте. Усекновение главы Иоанна Предтече, святителя Николая, св. Александра и Марии Магдалины, св. Александра Невского, Флоры и Лавра, св Александра Невского в металлической ризе, Нерукотворный образ Спасителя, Казанской Божией Матери, св. Иоанна Златоустого, преподобной Ефрасинии. В киотах - икона Казанской Божией Матери и св Моосафа Белгородского.

Херугвии металические2 хомцевые. Крест Голгофа один.

Иконы в остальной части храма. Св. Феодосия Углицкого, Серафима Саровского, Спасителя -2, Божией матери -6, св. Александра Невского в киоте ( из бывшего Вировлянского волосного правления), св. Александра невского, преподобной Ефрасинии, Успения Божией Матери -4, пророка Ильи, мученицы Праскевы, великомученника Георгия, св. Понтелеймона, св Николая -2, Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, св. апостолов Петра и Павла,в притворе икона всех святых, на паперти Икона Успения Божией Матери. Плащеницы -2, Иконы двунадесятых праздников -13.

Часовня деревянная построена в 1901 году из материалов старой церкви. Икона мученицы Праскевы, св Пантелиймона, св. Николая, св Тройцы, апостолов Петра и Павла, св. Тройцы -2, архангела Михаила, плащеница ветхая, Рождества Христова, апосталов Петра и Павла на холсте, св. Тихона.

Данную опись подписали: священник Леонтий Рублевский, священник М. Ляшкевич, диакон Димитрий Лузгин, псаломщик А. Донов. от прихожан: Григорий Ильин, Н.Пнев, И. Кряков, Ф. Бумастро, Д.Русецкий, Василий Аверьянов, Т. Долбилкин, Ф. Чернов, А. Васильев, П. Миронов. Председатель исполкома Исаак Сухоруков.

В 1928 году из церкви были изъяты некоторые вещи которые были переданы в Витебский музей.

В 1930 году произошло некоторое обострение антирелигиозной борьбы Советской власти. 2 января 1930 года  здание Вировлянской церкви принято изъять под хату-читальню. 30 января 1930 года председатель с/с Зазноба Макар и комиссия приняли церковные ценности у прихожан, согласно описи. Советская власть закрыла Церковь.   Но прихожане не смирились с этим фактом и предпринимали самые различные усилия, что бы вернуть здание храма для своего пользования. Эти усилия были не без успешные.14 апреля 1930 года собрание верующих ходатайствует об открытии храма, избирают делегатов, для поездки в район с этим ходатайством. Делегатами избраны Павел Миронов и Сухорукова Пелагея. Основную организационную деятельность по возобновлению прихода взяли на себя женщины: Басалаева Матрёна, Поторока Евдакия, Савицкая Степанида, Тулекова Ксения, Тулекова Анна, Фонина Пелагея,Савидна Варвара, Боскова Евдакия. 16 апреля 1930 года прихожане приняли здание храма назад. За время закрытия церкви, Советская власть осквернила храм, разломала иконостас, побила иконы. 18 мая 1930 года в милиции г. Городка зарегистрировали общину заново. Но деятельность церкви не продлилась долго, к концу 1930 года здание церкви уже использовалось как зернохранилище.

22.05.1930г. — в день памяти свт. Николая Чудотворца — в Вировлянской церкви было совершено малое освящение воды. Богослужение возглавлял о.Николай Шелепин, ему сослужили священник Митрофан Ляшкевич из с.Белохвостово и диакон Никонович из Меховской церкви. Присутствовало около 1000 молящихся.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года здание храма сохранилось. Немецкие оккупационные войска его использовали в качестве ремонтных мастерских  После освобождения села Вировля в 1943 году здание церкви пустовала. В 1945 году советскими властями оно было взорвано, рядом был организован песчаный карьер.

На сегодня сохранились фрагменты фундамента каменной Свято Успенской церкви.

В 2009 году место , где стояла церковь было освящено представителями православной церкви и установлен крест.

Сохранились некоторые данные о священниках которые служили в Вировлянском храме во имя Успения Божией Матери.

в 1834 году
священник
Алексей Сивицкий
В 1864 году
 
священник
священник
диакон
Евфимий Иванович Гнедовский
Иван Игнатович Борисович
Пётр  Ефимович Овсянкин
 В 1865 году
священник
диакон
Евфимий Иванович Гнедовский
Пётр Овсянкин
 В 1866 году
священник
диакон
Евфимий Иванович Гнедовский
Иоань Петрашень
  В 1869 году
священник, благочинный
священник
Евфимий  Гнедовский
Исаакий Доронин
  В 1881 году
священник, настоятель
помощник настоятеля священник
Василий Алексеевич Соловьёв
Симеон Заблоцки
 в 1884 году
священник, настоятель, духовником округа
помощник настоятеля священник
исполняющий дела псаломщика
исполняющий дела псаломщика
Василий Соловьев
Михаил Заруцкий
Николай Королёв,
Иаков Лузгин
 В 1889 году
священник
священник
исполняющий дела псаломщика
исполняющий дела псаломщика
Михаил Булыгин
Пётр Капутовский
Николай Королёв
Иаков Лузгин
 В 1900 году
священник, благочинный
священник
Владимир Васильевич Блажевич
Игнатий Августович Вишневский
 В 1901 году
священник, благочинный
священник
Игнатий Августович Вишневский
Пётр Иоаннович Жгунь
В 1903, 1904, 1905, 1908, году
священник
священник
Игнатий Августович Вишневский
Пётр Иоаннович Жгун
 В 1909, 1910 году
до 30.10.1912
священник
священник
Игнатий Августович Вишневский
Алексей Иоанович Богословский
2.12.1912-8.11.1913
2-ой священник
Навысоцкий Александр Иосифович
 
с 8.11.1913
по 20.11.1913
30.03.1914
 
2-ой священник ( затем выбыл за штат)
священник (награжден набедренником)
 
 
Иоанн Голошубин
Навысоцкий Александр Иосифович
в 1914 году
священник
Петр Васильевич Вышельски
в 1915 году
псаломщик (погиб на войне)
Федор Жарков
     
в 1917 году
псаломщик
Николай Журавский
  
Некоторые данные о  Вировлянской религиозной общине после 1918 года.
 
Список исполнительного правления Вировлянского церковного прихода.(декабрь 1922 года)
Председатель: Павел Миронович (37 лет, Васильки)
Товарищ председателя: Лаврентий Никитин (32 года, Долино)
Церковный стараста: Вукол Никитин (53 года, Алексеенки)
Казначей: Чернов Иридион Филипович (57 лет, Антоненки)
Секретарь: Лузгин Дмитрий Георгиевич (53 года, Вировля)
 
Список церковно-служителей (декабрь 1922 года)
Священник, настоятель -  Рублевский Леонтий Павлович
священник - Ляшкевич Митрофан.
диакон - Дмитрий Лузгин
псаломщик А. Донов.
 
Список церковно-служителей  Вировлянской церкви (1924 год).
Рублевский Леонтий Павлович (15 июля 1862 года, 62 года, Вировля), по 1 сентября 1920 года работал в народном просвящении, с 1 сентября 1920 года , священник, настоятель Вировлянской церкви.
Кошелев Емельян Иванович (6 августа 1874 года,50 лет, Вировля), по 15 июня 1923 года состоял диаконом Велижской церкви, с 15 июня 1923 года состоит священником Вировлянской церкви.
Лузгин Дмитрий Георгиевич (11 февраля 1871 года, 53 года, Вировля) состоит псаломщиком (диаконом с 21 ноября 1919 года)
Донов Александр Мартинович( 19 августа 1860 года, 64 года, Вировля), по 31 декабря 1922 года в народном просвящении, с 18 октября 1922 года псаломщик Вировлянской церкви.
 
Список церковного совета Вировлянского прихода (1928 год)
Председатель: Филимонов Михаил Филимонович
Заместитель председателя: Глушнёв Иван Димитриевич
Церковный староста: Чупилов Кузьма Федосеевич
 
Список церковно-служителей Вировлянской церкви (1928 год)
Шелепин Николай Димитриевич,  (1874 год, 54 года), родился в селе Оболь, учитель в начальной школе, с 1898 года сельский священник.
Добровольский Михаил Васильевич, (1890 года), родился в Витебске, учительствовал в духовном училище, Священник
Лузгин Дмитрий Георгиевич, 58 лет, до 19 года псаломщик, а с 1919 года диакон, родился в Клястицы, Дрисенского уезда.
Донов Александр Мартинович, (1859 год) Долосы, Себежский уезд, Диакон.
 
30 сентября 1930 года священником зарегистрирован:
Хорошкевич Андрей Захарович (1851 года),родился в селе Островские Витебского уезда, жил в Витебске.
(просьбу о регистрации составили церковный староста Долбилкин, председатель церковного совета Янченов, секретарь Миронов)
 
25 мая 1930 года псаломщиком зарегестрировали:
Бойкову Ксению Евстафьевну (Манахиню Варсонофию)(1871 года), родилась в Камен-Подольске.
 
 
 

 

 

 

 

decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz iptv iptv iptv