Приходские общины после 1917 года.

 

1917 год принёс изменения не только в мирскую жизнь, но и изменил традиционный уклад  церковной жизни.
В 1917 году прошёл первый с конца 17 века Поместный Собор Православной Российской церкви. На этом соборе было восстановлено патриаршество  в Российской церкви.
2 января 1922 года  Высший орган законодательной власти Советской России — Президиум ВЦИК, принял постановление «О ликвидации церковного имущества»
 
Новые правила в отношениях между государством и Церковью по разному оценивались в Русской Православной Церкви. Такая разность в оценках разделила православных на разные течения.
Полоцкую Епархию не миновала участь раскола,   были приверженцы патриаршей церкви (Тихоновцы), сторонники обновления церкви (обнавленцы, «Живая церковь»), большая группа священства покинула приделы епархии и переехала за границу (Русская православная церковь за рубежом), были сторонники истинно  православной веры (Иосифляне).
Для обычного христианина, посещающего сельскую приходскую церковь, было очень сложно разобраться в новых церковных особенностях. Православный христианин не изменил своей веры в Бога. Он продолжал иметь потребность в  совершении церковных обрядов, по сложившимся  многовековым традициям: крестить детей, венчаться, отпевать покойников. 
Закрытие храмов в сёлах, аресты священников осложнили церковную жизнь для православных христиан. Но они находили выходы: посещали ещё незакрытые храмы; совершали обряды на дому; скрывались и тайно проводили богослужения в окрестных лесах.
Обычному православному человеку были хорошо известны слова  Господа: «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» (Мф. 16, 18).
А также слова св. апостола Павла написанные  в Послании к галатам:. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7).
Православные люди знали самое главное: « Церковь спасёт Христос».
И когда Православная церковь была поставлена на грань уничтожения; священники понимали, что они обречены на смерть; православные верующие сознательно шли на страдания за веру Христову,-  все они знали одно точно, Церковь всё равно останется в этом мире. Ибо Христос никогда не говорил понапрасну. Он свои обещания выполнял.
 
Очень мало сохранилось информации о периоде после 1917 года, которая бы описывала церковную жизнь в окрестностях  деревни Бычиха. Многие церковные приходы в Городокском уезде Витебской губернии поддались обновленчеству, а затем осознав пагубность складывающейся ситуации примкнули к патриаршей церкви (тихоновцам). Некоторые, не желая признавать вмешательства мирских властей в кадровую политику Православной церкви, примкнули к Иосифлянам. Много священников и их семьи покинули свои дома и сумели уехать за границу. 
 
Некоторые данные , порой очень скупые, но очень показательные можно найти в ВИТЕБСКОМ МАРТИРОЛОГЕ составленном Иереем Владимиром Горидовецом. В нем упоминаются и те православные христиане, которые по воле Божией служили Господу в окрестностях деревни Бычиха .
 
Архимандрит Иоанн (Моисеев)
 
Одним из немногих ревнителей истинно православной веры является архимандрит Иоанн (Моисеев).
Родился Иван Моисеевич Моисеев о в деревне Хотешино  Дубокрайской волости Городокского уезда Витебской губернии в 1871 году.
Окончил в 1902 году Духовную семинарию.
С 1904  по 1916 год иеромонах Витебского Свято-Торицкого Маркова мужского монастыря.
С 1916 года архимнадрит Невельского Спасо-Преображенского (заштатного) мужского монастыря.
Служит в Невельском храме  Святого апостола Иоанна-Богослова. (Этот храм принадлежал монастырю, стоял на Никольской улице Невеля, был деревянным. Известно, что  из-за ветхости по указу Полоцкой духовной консистории от 22 мая 1882 года он был разобран.  В 1904 году был приобретен в селе Чернецово деревянный храм, перевезен в город, и установлен на месте разобранного. Освящен он был также в честь Иоанна Богослова.)
В 1926 году был арестован Невельским районным отделом милиции, Удачно совершил побег из-под стражи.
С 1926 года служит в Витебской Рынково-Воскресенской церкви.
Архимандрит Мелетий (Мочнев) утверждал, что во второй половине 1920-х гг. архимандрит Невельского монастыря   Иоанн  ( Моисеев ) заявлял о своем подчинении епископу  Гдовскому  Димитрию (Любимову).
В 1927 году арестован Витебским окружным отделом ГПУ. И опять ему удаётся  совершить побег из Витебской тюрьмы.
В 1928-1929 году проживает в Киеве.
В 1929-1930 году проживает у своего брата в деревне Любань   Городокского района Витебского округа.
В 1930 году брата высылают в ссылку , где он впоследствии скончался.
С 1930 года, архимандрит Иоанн переходит на подпольное положение. Он скрывается на территории Кузьминского сельского совета Городокского района, Витебского округа. Тайно совершает богослужения. К этому времени в Городокском районе остались только три действующие церкви: Городокская тёплая церковь, Хвошнянская и Стайковская в Вайханском сельском совете.
В 1933 году на территории Езерищенского сельского совета он сорудил в лесу две землянки: в одной из них совершал богослужения, в другой проживал сам. После смерти брата, в ссылке на Дальнем Востоке, в родные кроя вернулись его племянницы. Архимандрит Иоанн приютил  сирот. Он вместе с ними тайно совершал богослужения на территории Городокского района: крестил детей, освещал воду, отпевал покойников и т.п.
В 1935 году землянки в лесу были разрушены представителями районной милиции ГПУ. С этого периода архимандрит Иоанн (Моисеев) скрывался на территории Кузьминского сельского совета Меховского района, летом отец Иоанн уходил в лес.
24.01.1938 года Меховский РО НКВД арестовал архимандрита Иоанна и поместил его в Витебскую тюрьму. При аресте у него изъяли: "... книг разных божественных 30 штук, картинок божественных 32 штуки"
14.02.1938 года особая тройка НКВД БССР обвинила архимандрита Иоанна по статье №72 УК БССР  "а/с агитация, нелегальное исполнение религиозных обрядов, террористические намерения против руководителей правительства, агитация против выборов в Верховный Совет и посевной кампании, идеализация врага народа Троцкого"  .
Приговор: Высшая мера наказания - расстрел. (Архив УКГБ РБ по Витебской обл. Д.18631-П.14.02.1938г. постановлением Особой Тройки НКВД БССР, протокол N 99,приговорен к расстрелу и конфискации имущества)
21.03.1938 года архимандрита Иоанна (Моисеева) расстреляли в г.Витебске.
18.10.1989 года архимандрит Иоанн (Моисеев) реабилитирован Прокуратурой Витебской области.
Есть мнение некоторых современных священников, что служение архимандрита Иоанна в период после 1930 года могло сплотить  религиозно настроенных людей в крепкие приходские общины, сохранившие литургическую связь с церковью и традициями дореволюционного православия. Возможно и Бычихинская община, относящая себя к истинно-православному течению среди прихожан Русской православной церкви, была духовно окормляема отцом Иоанном. И возможно благодаря именное ему, приходская община сохранялась до  середины 1970-х гг. - и прекратила своё существование за счет естественной убыли своих членов.
 
Иеромонах Сергий (Самсонёнок)
 
Современником архимандрита Иоанна, братом во Христе, является иеромонах Сергий. Он по воле Божией,   так же служил Христу в окрестностях деревни Бычиха. Был настоятелем Меховской церкви, служил в Хвошнянской церкви.

Самсонёнок Степан Устинович – родился в деревне Вайханы ( КОЛОНИЯ ) Войханской волости Городокского уезда Витебской губернии в 1872 году, в семье крестьянина середняка Устина и  матери Анны ( Отец имел 4 десятины земли,1 лошадь и 2 коровы).
До 1892г. Степан обучался в ЦПШ и жил с родителями.

В 1892г. Степан Самсоненок  выехал в Санкт-Петербург, работал дворником на стекло-фарфоровом заводе.

С 1893г.  работает кочегаром на том же заводе.

В 1894г. окончил начальную воскресную школу для взрослых в Санкт-Петербурге

В 1895г. выехал в г. Витебск и работал вагоновожатым в трамвайном парке.

С 1897г.  работал кондуктором (проверяющий колёсные пары прибывающих вагонов и платформ на станции) на ж/д.станцию Витебск;

В 1904 году женился, в 1905 г. родился сын Александр.

До 1911 года работал на Риго-Орловской железной дороге «Смоленско-Полоцком участке.

В 1911 году овдовел и вместе с сыном Александром ушёл в Виленский Свято-Троицкий монастырь.

По утверждению самого Степана (на допросах в ОГПУ)

Он был посвящён в монахи в 1912 году Витебском Кафедральном соборе Архиепископом ИНОКЕНТИЕМ (Ястребовым)  с именем Сергий.

После начала Первой Мировой войны, в июле-августе 1915г. вместе с монахами Виленского монастыря был эвакуирован в г. Загорск в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Пробыл там несколько месяцев.

Весной 1916г из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры монах Сергий прибыл в Витебский Марков монастырь и находился в нем до его закрытия в 1920г.)

В 1920 году переезжает к своему брату, живущему в деревне Колония Вайханского сельского совета Городокского района Витебской области.

В 1924 году переезжает в Ленинград, где работает сторожем до 1931 года.

По другим данным Степан пострижен  в Витебском Марковом мужском монастыре летом 1917г. в монахи, с именем Сергий и рукоположен в Иеродиакона, отправлен служить в церковь (преподобной Евфросинии Полоцкой) села Войхани Городокского уезда Витебской губернии. Настоятелем Вайханского храма был протоиерей Зайцев Алексей Терентьевич.

В 1920 году монах Сергий настоятель церкви (Святого князя Александра Невского) в селе Меховое.

Перед Рождеством 1922г. возведен в сан иеромонаха архиепископом Иннокентием (Ястребовым) и назначен в церковь с.Ропно Полоцкого округа.

С 1923 - в церкви ( ВМЧ ГЕОРГИЯ приписная в деревне Концевые) села Белое Полоцкого округа,

В 1929г. архиепископом Николаем (Покровским) назначен в Меховскую церковь

Летом 1929г. служил в переданной от обновленцев Петро-Павловской церкви с.Хвошно Городокского района, которую он переосвятил и совершил в ней литургию. Проживал в селе Меховое.

В 1929 году примкнул к ИОСИФЛЯНСКОМУ движению.

21.08.1929г. и 20.11.1929 Иеромонах Сергий был арестован Витебским окротделом ГПУ и помещен в Витебскую тюрьму. ( Обвинён по статье 58-10 УК РСФСР – анти-советская агитация, распространение суеверных писем-молитв и антисоветских слухов.) Приговор 3 года заключения в Соловецком концлагере. 

С 1929 по 1932 год находился в заключении не на Соловках, а в г.Тотьма Вологодской обл.

В 1932 году после освобождения вернулся в Меховский район. Перешёл на нелегальное положение, продолжая Иосифлянскую деятельность. Проживал в д. Слободка и д. Гукалы.

29.12.1932 и 30.01.1933 арестован постановлением Тройки при ПП ОГПУ по БССР. Обвинение в "антисоветской агитации против мероприятий советской власти в деревне, саботирование сдачи урожая".  Приговорен к заключению в концлагерь сроком на 5 лет и конфискации имущества, родственники лишены права проживания в БССР и погранполосе сроком на 3 года.

21.05.1933 постановлением Тройки при ПП ОГПУ по БССР освобожден условно из-под стражи по причине инвалидности.

В 1933 году после освобождения переезжает  на проживание в Ленинградскую область на станцию Тетерино, Тетерино-Гатчинского района Ленинградской области, работает сторожем на сыпном складе. Участвует в тайных Иосифлянских богослужениях. Вокруг себя формирует группу верующих в которую входила Лущикова П.Ф. (Лущикова Прасковья Фёдоровна - 1895 год, уроженка Меховского района, деревня Слободка, вовлечена в ИПЦ через Иеромонаха Полоцкого монастыря Стальмакова Антония).  

В 1941 г., Сергий переехал в г. Гатчина, где проживал непродолжительное время и переехал в г. Пушкино. После взятия немцами г. Пушкино выехал в село Белое Псковской обл. и стал служить Священником , где работал до эвакуации. С ним вместе из Пушкина выехала в село Белое и Лущикова Прасковья.

В 1942-43 годах Иеромонах Сергий (Сампсоник) записан служителем в Иосифлянской церкви Успения Божией Матери села Мелётово ( в 40 км. на восток от г. Пскова.) В Псковской миссии священно церковнослужителей отец Сергий не состоял.

В январе 1944 года, с наступлением Советских войск и приближением линии фронта, по приказу немецкого командования, многим жителям ( в т.ч. и Отцу Сергию со своими помошницами ) пришлось эвакуироваться. Иеромонах Сергий с Прасковьей Лущиковой и присоединившейся к ним Марией Осиповной Осиповой эвакуировались в посёлок Виксна Балвского района Латвии. Отец Сергий с Прасковьей Лущиковой и Марией Осиповой поселились в деревянном доме бывшего церковного звонаря, эвакуировавшегося в Ригу. В возрасте 72-х лет иеромонах Сергий начал проводить Богослужения в Виксненской церкви.

К концу 1945 Отца Сергия официально отстранили от церковной службы.Иеромонах Сергий продолжал изредка проводить Богослужения в церкви.

12.09.1949г. в Виксне умер сын иеромонаха Сергия - Александр Степанович Самсоненко . Его отпевал и погребал Отец Сергий. Сергий стал получать за сына пенсию.

14 октября 1951 года отец Сергий был арестован в дер. Викстомеж (ВИКСНА), Георгиевского с/с Балвского района Латвии. Приговором от 28-29 января 1952г. судебной коллегией ВС Латвийской ССР на основании статей 58-10ч.2 и 58-11 УК РСФСР ОСУЖДЁН сроком на 25 лет с отбыванием в ИТЛ с конфискацией всего личного имущества.

7 апреля 1952г. отправлен в «ОЗЕРНЫЙ» лагерь г.Тайшет Иркутской обл. Вместе с ним по делу были арестованы и осуждены Прасковья Лущикова и Мария Осипова.

Летом 1953 г после освобождения из лагеря " Озёрный" отец Сергий приехал в деревню Кузюрёнки Городокского района Витебской области.

6 августа 1956 г. в возрасте 84 лет иеромонах Сергий отошёл ко Господу. Его захоронили на местном кладбище в  деревне Осеча, вблизи речки с одноимённым названием между деревней Лахи и деревней Кошкино. На кладбище, показывая на его  могилу , говорят: «Здесь похоронен монах Сергий». Его могила расположена  с семейными могилками Лущиков.

Упокой  Господи, душу грешного роба твоего иеромонаха Сергия.   

 

Протоиерей Алексей

Зайцев Алексей Терентьевич (1882-1952)

С 1909 служил священником в Витебском Николаевском кафедральном соборе

с 1914 года священник при штабе 10 армии

с 1918 года священник Вайханской церкви, Городокского района Витебской области,

с 1924 года священник в Дзвонской (Ново-Дворской) церкви Ушачского (Лепельского) района Витебской области;

с 1931 года священник в Зенцовской церкви ( Псковская область, Локнянский район);

под арестом и в заключении был в 1930, в 1933 и с 07.08.1937 по 13.05.1943 года

с 1943  по 1946 год служил в Башкирии

с 3 сентября 1946 года служил в Успенской церкви г. Городка Городокского района Витебской области.

Совершал службы на дому в деревне Райны Меховского района Витебской области

Скончался в 1952 году, погребён на кладбище в г.п. Езерище.

 
 
decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz iptv iptv iptv