История деревни Бычиха

История д. Бычиха начинается со строительства участка железной дороги Санкт-Питербург-Витебск. 28 ноября 1899 года было Высочайше утверждено пятое дополнение к Уставу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В этом самом пятом дополнении было определено, что Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (далее МВРЖД), во-первых, приобретает Царскосельскую железную дорогу, выплачивая акционерам по 180 рублей наличными за акцию. Во-вторых, перестраивает Царскосельскую железную дорогу для пропуска поездов с нормальной колеёй (шириной 5 футов, вместо 6-футовой царскосельской) и устройством новых вокзалов и товарной станции в Санкт-Петербурге. В-третьих, строит новую железную дорогу Царское Село - Дно и достраивает участок Новосокольники - Витебск за 4 года с даты утверждения этого дополнения к Уставу в соответствии с техническими условиями. Участок Новосокольники - Витебск начали проектировать по четвертому дополнению к уставу от 1 июня 1898 года.
Главным инженером по постройке этого участка МВРЖД был С.А. Штольцман. Окончание строительных работ произошло с опозданием от заявленных сроков - временное движение (две пары поездов в неделю) по дороге Витебск - Царское Село было открыто 15 декабря 1903 года из-за неготовности к приёму Санкт-Петербургского узла. С 19 января 1904 года число поездов увеличилось до трёх пар в неделю, а 18 апреля 1904 года были установлены ежедневные беспересадочные поезда Санкт-Петербург – Витебск.

В начале 1904 года по одобрению Министра путей сообщения  было организовано два местных управления МВРЖД – московское и петербургское. В состав последнего вошла и линия Санкт-Петербург – Витебск. Управляющим петербургской линии МВР ж.д. был назначен начальник службы пути Балтийской дороги инженер Сумароков. Начальником материальной службы линии Петербург – Витебск был Клавдий Сигизмундович Забелло.

Строительство железной дороги требовало большого количества рабочей силы, которая строила насыпь, мосты, станции. Строителями и первыми рабочим  по обслуживанию  железнодорожной линии становились местные крестьяне из соседних волостей, которые вербовались на постройку дороги.  Крестьяне приезжали семьями, основывали поселения (хутора, деревни). Для железнодорожных рабочих строились  бараки и «будки». Долгое время,  до 1917 года и после существовало разганичение между местными жителями, занимающимися сельским хозяйством  и рабочими железной дороги. У железнодорожников была своя земля, свои магазины, школы, больницы. И проживали железнодорожники отдельно, около  железно дорожных станций, разъездов.

Так происходило и с  новым поселением Бычиха , которое начало формироваться   около станции Бычиха в Старинской волости, Городокского уезда, Витебской губернии. Первоначально были построены бараки и будки около станции , в них жили рабочие  обслуживающие железную дорогу,  Рядом около станции были построены почта, магазин, школа для железнодорожников. Железная дорога начала заменять функции губернских шоссейных дорог. Так функции Кузминской почтовой станции перешли на железнодорожную станцию Бычиха. Железной дорогой пользовались люди с разным достатком.  По устным рассказам жителя Деревни Берёзно , местный Березенский «пан» , предводитель дворянства Витебской губернии, действительный статский советник  Ренгартен Пётр Александрович, ездил из своего имения  Берёзно на станцию Бычиха, здесь он пересаживался на поезд до Витебска.

Одно из первых отображений деревни Бычиха на карте, можно обнаружить на  Военно-топографическаой карта 1927 года, Белорусская ССР, Витебский округ, Маштаб 2 версты в 1 дюйме. № IX-29 (Быки) На ней уже видна проложенная в 1904 году  железная дорога и первые дома железнодорожников около станции Бычиха.

 

Железнодорожная станция Бычиха стала привлекательным местом. Люди начали переселяться поближе к ней. Так возникли хутора Бычиха и деревня Бычиха.  
На 1920 год в деревне Бычиха 4 двора, 31 житель. На железнодорожной станции Бычиха 14 дворов 53 жителя.
В 1925 году на станции Бычиха было 15 дворов, 62 жителя, работала кузница, шерсточесальня, кустарная швейная мастерская.
Согласно переписи населения, в 1926 году Бычиха считалась поселением  из 3 железнодорожных будок, 35 дворов, 131 житель, В поселении работал винзавод.

В ноябре 1931 года организована МТС , усадьба которой находилась на станции Бычиха.

В конце 30-х годов работала ремонтная мастерская МТС, кирпичный завод «Вольная праца», льнозавод (теперь как поселение) на котором в 1938 году было 59 рабочих, винзавод 48 рабочих.

В 1939 году  в деревню Бычиха сселены жители хутора Бычиха, Жыгуны.

До 1941 года в деревне Бычиха было 42 двора, 131 житель.

Во время Великой Отечественной Войны , ночью 15.07.1942 партизаны разгромили немецкий гарнизон, уничтожили здание жд станции, казармы, склады, 9 автомобилей, 4 вагона, 2 моста.

В 1942 году  в деревне Бычиха немецкими солдатами и местными полицаями  были выборочно спалены и убиты 13 жителей.

Освобождена Бычиха 17.12.1943 года. После войны восстановлена.

С 18.03.1958 года находится в Езирищанском районе.

В 1959 году в составе Кузминского сельского совета, 468 жителей.

С 16.09.1960 года центр Бычихинского сельского совета.

С 25.12.1962 года в Городокском районе.

В 1970 году в селе было 190 дворов, 508 жителей.

С 1999 года Бычиха является центром совхоза им. Свердлова.

На 1.01.2002 209 дворов,604 жителя, Работает средняя школа, детский садик, почта, амбулатория, аптека, Дом культуры, библиотека, сепараторный пункт, лесничество, предприятие мелиоративных систем, 4 магазина.

decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz decredpricesusa.xyz iptv iptv iptv